Военный период. Продолжим сравнение танков СССР и Германии, но уже посмотрим танки военного периода, т.е построенные после 22 июня 1941 г. и до 9 мая 1945 г. В классе легких танков ничего революционно нового сделано не было, поэтому начнем сразу с средних. Т-5 "Пантера" (Pz-5). Танк «Пантера» можно без преувеличения считать самым известным немецким танком второй мировой войны. Составить ему конкуренцию по популярности мог только другой немецкий танк — «Тигр». Разработан в 1943 г. Модификации. Pz.VD — первый вариант массой 43 т. Габариты 8860х3400х2950 мм. Вооружение: 75-мм пушка KwK 42 с длиной ствола 70 калибров. Двигатель Maybach HL 230РЗО мощностью 650 л.с. Толщина брони 16—100 мм. На машинах поздних выпусков появилась командирская башенка нового типа. Pz.VA — введена шаровая установка курсового пулемета, ликвидированы лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни. Бинокулярный прицел заменен монокулярным. Уменьшен угол возвышения пушки. Pz.VG — изменен угол наклона бортовых бронелистов, ликвидирован люк-пробка в лобовом листе корпуса. Внесены изменения в системы двигателя. Часть машин выпущена с опорными катками без резиновых бандажей. Боевым крещением «Пантеры» стала операция «Цитадель». В боях на Курской дуге принимали участие 51-й и 52-й батальоны, объединенные в «Panther-Brigade 10» группы армий «Юг». Бригада, насчитывавшая 192 танка, понесла серьезные потери. Позже «пантеры» активно использовались на Восточном фронте, в Италии, а после высадки союзников в Нормандии — на Западном фронте. По массовости это был второй немецкий танк, ставший на заключительном этапе войны главным и серьезнейшим противником танков всех стран антигитлеровской коалиции. [Т-34-85.] [Т-44.] Т-34-85. Наш ответ "Пантере" - Т-34-85, лучший танк Второй Мировой Войны в среднем классе. Производство танка Т-34, вооруженного 85-мм пушкой, началось осенью 1943 года на заводе №112 «Красное Сормово». В литой трехместной башне новой формы устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т конструкции Ф.Ф.Петрова и спаренный с нею пулемет ДТ. Следует отметить, что вышеописанная боевая машина в статистической отчетности как Т-34-85 не фигурирует, поскольку на вооружение не принималась. Дело в том, что все изменения в конструкцию танка Т-34 могли вноситься только с согласия двух инстанций - Управления командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии и Главного конструкторского бюро (ГКБ-34) на заводе № 183 в Нижнем Тагиле. В данном же случае имела место инициатива завода «Красное Сормово», в результате чего было изготовлено некоторое количество танков Т-34 с 85-мм пушкой Д-5Т. В это же время свои варианты 85-мм танковой пушки предложили ЦАКБ (Центральное артиллерийское конструкторское бюро), руководимое В.Г.Грабиным, и КБ завода № 92 в Горьком. Первое разработало пушку С-53, а завод—ЛБ-85. Причем, В.Г.Грабин предпринял попытку установить пушку С-53 в башню танка Т-34 образца 1942 года без уширения башенного погона, для чего полностью была переделана лобовая часть башни — цапфы пушки пришлось выдвинуть вперед на 200 мм. Испытания стрельбой на Гороховецком полигоне показали полную несостоятельность этой установки. Кроме того, испытания выявили конструктивные недостатки как в пушке С-53, так и в ЛБ-85. В результате на вооружение и в серийное производство приняли синтезированный вариант — пушку ЗИС-С-53. Почему именно этой пушке отдали предпочтение, сейчас объяснить довольно трудно. Ее баллистические характеристики были идентичны пушке Д-5Т. Но последняя уже выпускалась серийно и кроме Т-34 устанавливалась в танках КВ-85, ИС-1 и в варианте Д-5С в артсамоход СУ-85. По-видимому, причины носили не конструктивный характер... Они составляли основу танкового парка Советской Армии в первые послевоенные годы. Средний танк Т-44 был разработан в КБ завода № 183 под руководством А.А.Морозова. Конструкция этой боевой машины на десятилетия определила развитие отечественной бронетанковой техники. От Т-34-85 новый танк отличался устройством, компоновкой, габаритными размерами, формой и толщиной брони корпуса и башни. Расположение двигателя поперек корпуса заметно сократило длину силового отделения и позволило улучшить размещение членов экипажа. Высоту же силового отделения уменьшили, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров У-образного двигателя к борту. На месте вентилятора, выступавшего за габариты картера, поставили компактный маховик. Это дало возможность смонтировать дизель на низкой, жесткой, но легкой подмоторной раме. В итоге высота корпуса уменьшилась на 300 мм. Двигатель соединялся с коробкой передач так называемой «гитарой» — повышающим редуктором с передаточным числом 0,7. Бортовые фрикционы и передачи позаимствовали у тридцатьчетверки. Новая компоновка моторно-трансмиссионного отделения позволила сместить башню (в целом подобную башне Т-34-85) в центр корпуса. На подбашенном листе освободилось место для люка механика-водителя, люк, как и шаровая установка курсового пулемета, был убран с лобового листа корпуса. В таком виде Т-44 успешно прошел фронтовые испытания, и его запустили в серийное производство на восстановленном танковом заводе № 75 в Харькове. В четвертом квартале 1944 года было изготовлено 25, а в1945 году 880 танков этого типа. В 1945 году на базе Т-44 в опытном порядке был построен танк Т-44-100, вооруженный 100-мм пушкой Д-10Т. Масса танка возросла до 33,5 т, на люке заряжающего установили зенитный пулемет ДШК, ходовую часть защитили 6-мм экранами. Характеристики средних танков военного периода. (СССР и Германия).
Вы скажете, что бронирование у "Пантеры" лучше... НО! Во-первых он уступал тридцать-четверке в маневренности, во-вторых его вес был чрезмерным, в-третих угол лобовой брони Т-34-85 был таким, что снаряды "Пантеры" иногда просто рекошетились, а 85 мм пушка Т-34 гарантированно брала Pz-5, с расстояния ему не доступного, в любое место, в-четвертых немецкий танк уступал Т-34 в скорости, что немаловажно в танковом бою. Т-44 же вообще для немцев был запредельным. Бронирование его было лучше, пушка мощнее, скорость выше. Т-34 ВО ВСЕМ МИРЕ ПРИЗНАН ЛУЧШИМ СРЕДНИМ ТАНКОМ. НИКАКОГО ПРЕВОСХОДСТВА НЕМЦЕВ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В КЛАССЕ СРЕДНИХ ТАНКОВ НЕ БЫЛО. ПРЕВОСХОДСТВО НЕМЦЕВ - ЭТО МИФ, СКАЗКА! Рассмотрим теперь тяжелые танки. Тяжелые танки - это монстры, обладающие огромной огневой мощью, толстой броней, как правило непробиваемой. Тяжелые танки - основа прорыва обороны. В целом превосходство тяжелых танков дает превосходство танковым войскам. Давайте проследим их развитие в течении войны и выясним у кого было превосходство. ["Тигр."] ["Королевский тигр."] Pz-6 "Тигр" Первый тяжелый танк вермахта, выпускавшийся в больших количествах. Выпускался заводами «Henschel» и «Weggman» c сентября 1942 по август 1944 года. В ходе производства частично видоизменялся и совершенствовался. Первые 495 танков оснащались оборудованием, позволявшим им преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. Последние 800 танков имели опорные катки с внутренней амортизацией. Начиная с 251-й машины на танках устанавливался двигатель Мауbach HL 230 Р45. Со второй половины 1943 года первоначальная конструкция командирской башенки заменена новой, унифицированной с "Пантерой». Вносились и другие менее существенные изменения. Pz.VIE поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов. Впервые были применены осенью 1942 года на Ленинградском фронте в составе 502-го тяжелого танкового батальона. Спустя два месяца в Северной Африке вступили в бой «тигры» 501-го батальона. В двух этих танковых частях служили и воевали на «тиграх» самые удачливые танкисты второй мировой войны: гауптштурмфюрер Виттман и лейтенант Белтер. Вдвоем они уничтожили 144 танка противника. В операции «Цитадель» летом 1943 года принял участие 181 танк Pz.VIЕ. В течение июля советские войска уничтожили 34 «тигра». «Тигры» активно применялись на всех фронтах вплоть до конца войны. На 1 марта 1945 года вермахт располагал 185 танками этого типа, из них 142 - в полевых войсках и 43 - в армии резерва. Самый мощный германский тяжелый танк, принимавший участие во второй мировой войне. С октября 1943 по март 1945 года фирмами Henschel и Wegmann Первые 50 танков имели башни конструкции «Порше» с лобовой броней 107 мм и оборудование для подводного вождения. На остальных машинах устанавливались башни типа «Хеншель». Вместо бинокулярного стали ставить монокулярный телескопический прицел TZF 9d/1. Вносились и другие более незначительные изменения. «Тигр II» (или «Королевский тигр») поступал в тяжелые танковые батальоны вместо Pz.VIE. В некоторых частях на вооружении состояли тот и другой. На Восточном фронте «Тигр II» впервые был применен 13 августа 1944 года во время атаки на Сташув (Польша, район Сандомирского плацдарма). «Королевские тигры» из 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады и приданных ей артиллерийских частей усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). По советским данным, было подбито 24 «тигра», по немецким — 11. Три танка захватили в совершенно исправном состоянии. Примерно в это же время пошли в бой Pz.VIB и на Западном фронте, 503-й тяжелый танковый батальон атаковал «шерманы» 148-го королевского танкового полка. Основным средством борьбы с «Королевскими тиграми» на Западе стала авиация. Только за один день 18 июля 1944 года 503-й батальон бомбили 2100 союзных самолетов. На 1 марта 1945 года в строю находилось еще 226 танков «Тигр II». На базе Pz.VIB cтроились самоходно-артиллерийские установки и командирские танки. С 1943 по 1945 г. выпустили 487 танков. ИС-1. Тяжелый танк ИС-1 был разработан в конструкторском бюро Челябинского Кировского завода во второй половине 1942 года под руководством Ж. Я. Котина. За основу был взят КВ-13, на базе которого изготовили опытный вариант новой тяжелой машины ИС-1. Первые опытные образцы танков ИС имели пятикатковуо ходовую часть, выполненную по типу ходовой части танка КВ-13, от которого также были заимствованы очертания корпуса и общая компоновка машины. Первый вариант тяжелого танка ИС-1 с 85-мм пушкой Д-5Т (ИС-85 или объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н. Ф. Шашмурина. В связи с увеличением массы танка и для обеспечения дальнейшего повышения мощности вооружения пришлось усилить ходовую часть, добавив пару опорных катков, и установить более совершенный двигатель. 7-го августа постановлением ГКО танк ИС-1 (или ИС-85) был принят на вооружение, и его серийное производство началось в конце сентября. Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели— ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34. Вскоре изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944-го ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял. участие в заключительных сражения второй мировой войны. После выпуска 3483 танков в середине 1945 года производство его прекратили. Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая. Тяжелый танк ИС-3 (объект 703) был разработан в 1944 - 1945 годах на Опытном заводе №100 в Челябинске. Ведущий конструктор машины - М.Ф.Балжи. Серийное производство началось в мае 1945 года, в течение которого было выпущено 1170 боевых машин. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Лобовые листы корпуса устанавливались с двойным наклоном под большим углом к вертикали. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. За его сиденьем, в днище, находился запасной люк. Башня-литая, приплюснутой сферической формы. В крыше башни имелся большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке закреплялся смотроврй прибор заряжающего-МК-4, в левой располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой находит ся смотровой прибор командир ТПК-1. При разработке проекта танка ИС-3 были учтены выводы комиссии, которая исследовала во фронтовых условиях боевые повреждения танков в ходе Курской битвы. Обращало на себя внимание массовое поражение лобовых элементов корпуса и башни. Поэтому решили проработать на базе танка ИС-2 новую конструкцию башни и корпуса для создания обтекаемой формы и резко дифференцировать броневую защиту. По башне эту работу осуществлял конструктор Крученых, а по корпусу-конструктор Малинин. Таблица характеристик тяжелых танков Второй Мировой Войны (СССР и Германия).
Да! Я признаю, что "Тигр" и ИС-1 дрались на равных и все зависело от экипажа. ИС-1 это наш позор: он был равен немецкому аналогу... НО! ИС-2 это шедевр! Ничего ему подобного не появилось за всю Вторую Мировую войну и позже он был недосигаемым эталоном для многих стран. Вы возразите: "Тигр Б" и "Тигр" имели более мощные двигатели и в некоторых местах лучшее бронирование. НО! Удельная мощность на 1 т веса у "Тигра" 11,4 л.с., а у ИС-2 11,8! ВОТ И НЕТ ПРЕИМУЩЕСТВА! Бронебойность "Тигра" с расстояния 1000 м - 100 мм брони, а ИС-2 - 142 мм. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ИС-2 ПРОБИВАЛ ЛОБОВУЮ БРОНЮ "Тигра", А "Тигру" НАДО БЫЛО ПОЛЗТИ ЕЩЕ 400 м, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОТЯ БЫ ШАНС УСПЕШНОГО ВЫСТРЕЛА. НО! ТАК БЫЛО ТОЛЬКО НА РАННИХ МОДЕЛЯХ ИС-2, А ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ "СПРЯМЛЕННОГО НОСА" "Тигр" ВООБЩЕ НЕ БРАЛ ИС-2!!!!. "Тигр" НЕ БРАЛ ИС-2 ВООБЩЕ!!! НИКАК (конечно, в лоб и башню, но трусливые и подлые немцы могли пальнуть в "спину" и подбить ИС-2)!!! Поговорим об "Тигре Б". Это был идиотский танк: удельная мощность двигателя на 1 т веса - 9,2 л.с., такую поворотливость я видел разве что, наверно, у слона, из-за его ширины в него мог не попасть только слепой. ИС-2 пробивал его лоб и башню с расстояния в 900 м, а он мог попытаться пробить броню ИС-2 с расстояния в 200 м с вероятностью 10%. Только, по-моему и этого не могло произойти, потому что танки двигаются, да и зачем экипажу ИС-2 ждать, когда этот бронированный слон подползет к ним... Мы не будем сравнивать с немецкими танками ИС-3, т.к. он превосходил ИС-2, а ИС-2 был истребителем немецких убожеств, называемых танками. Итак, ИС-2 признан самым лучшим тяжелым танком Второй Мировой войны (это не мое мнение, потому что ИС-3, разумеется, лучше). Военный Энциклопедичесий словарь: "Советский тяжелый танк ИС-2 - самый мощный танк Второй Мировой войны". DDStudio. 2002. all rights reserved. |